МОЁ ТЕАТРАЛЬНОЕ «КОМПОЗИТОРСТВО»

Не так давно в Иркутске успешно прошёл очередной театральный фестиваль имени Вампилова. По традиции участники фестиваля ездили на Байкал в Листвянку и, если было такое желание, посещали театр авторской песни и слушали мой небольшой концерт.
Завершающим аккордом был приезд группы театроведов во главе с директором иркутской академической драмы Анатолием Стрельцовым (вот он на снимке рядом со мной, прислонился к крылечку этакой «гипотенузой»…).

В эти дни мне задавали вопрос: продолжаю ли я оформлять своими песнями и музыкой театральные спектакли?..
Увы, я и рад бы поработать, но с тех пор, как я «окопался» навсегда в своём театре в Листвянке, меня к театральному делу не привлекали…

  • А вы попробуйте напомнить о себе, привлеките внимание… Опубликуйте хотя бы список своих работ!..
    Такие советы услышал я и «позадумался», держа во рту и покусывая авторучку…

Разумеется, композитором я себя никогда не считал. Это было бы смешно. При отсутствии музыкального образования «писать» музыку я, конечно, не умел. Однако, всегда мог придумать, изобразить голосом, сыграть на гитаре, или простучать на клавишах музыкальную тему, мог сочинять песни.
Важно было решиться, набраться, так сказать, наглости…
А почему бы и нет? — ещё в студенчестве подумалось мне.

Вдохновляющим примером стали наши великие барды — Окуджава, Визбор и, конечно, Высоцкий. Их песни отлично звучали в спектаклях и фильмах, невзирая на отсутствие у авторов специального образования.
В творческом наследии Владимира Высоцкого песен к спектаклям и фильмам, пожалуй, не меньше половины всего объёма. Причём, это лучшие его песни! Разумеется, если считать и те, что были созданы к определённому произведению, но в фильмах и на подмостках не прозвучали. Их не пропускали на экран, а Высоцкий включал опальные песни в свой концертный репертуар. В общем-то, становится понятной широта и разнообразие тем, сюжетов и образов. Выполняя работу для кино и театра, автор получает уникальную возможность примерить на себя судьбы и образы разных людей, и даже зверей и вещей. Может вообразить самые неожиданные обстоятельства в любых временах и пространствах! Спеть от лица любого героя! Вот где-то здесь и кроется, этим во многом объясняется фантастическая мощь Высоцкого…

Словом, рассуждая таким образом, я попробовал «наглеть» и стать «маэстро». Ещё в студенчестве, сочинял разные песенки для капустников, учебных отрывков и этюдов.
А потом и в театре решился на это дело.
Как это происходит? У всех по-разному. Я, например, всегда старался заинтересовать, расположить к себе режиссёра, чтобы он сформулировал свои пожелания и требования…
Дальше я придумывал музыкальные темы и тексты песен. Происходил показ режиссёру всего, что получалось. Если режиссёра такие наброски устраивали, начинался процесс работы с аранжировщиком и студийная запись, работа с актёрами…

Мне везло, у меня всегда были классные аранжировщики из числа моих друзей…
Евгений Нарбутовский, Александр Портнов, Сергей Петенко, Анатолий Тепляков…
В разные годы они неизменно откликались на мои предложения.
Евгения и Сергея, к сожалению, с нами уже нет…
И даже фонограммы к спектаклям, увы, не все сохранились… Некоторые просто сгорели в пожаре в моём доме…

Теперь я попробую вспомнить хотя бы названия постановок и театры, в которых это случилось. В приблизительном, хотя бы, порядке…

1984-87г. Областной драмтеатр имени Островского (г. Уральск):
«Аленький цветочек» (отдельные номера и песня)
«Воспоминание» (музыкальные номера)
«Кин» (песня и отдельные номера)
«Так громче музыка!» (песни)
«Летним вечером после войны» (песня)

1987-88 г. Алма-Атинский республиканский ТЮЗ:
«Три часа на сочинение» (песни — совместно с Александром Портновым)
1989г. Республиканский театр русской драмы г. Кызыл :
«Одиссея капитана Блада» (музыка, песни)

1989-91 Театр-студия «Чёрный квадрат» (Алма-Ата):
«Постоянство веселья и грязи» (муз.оформление)
«Ученик Мюнхгаузена» (музыка, песни)
«Сказки-потешки» (музыка, песни)
«Живые дожди Парижа» (музыка, песни)

1994 г. Областной театр кукол «Аистёнок» (г. Иркутск)
«Гостиница для путешествующих в прекрасное» (музыка, песни)
1995-98 г. Областной ТЮЗ имени Вампилова (г. Иркутск)
«Плуфт, или маленький призрак» (музыка, песни)
«Кот в сапогах» (музыка, песни)
«Пеппи Длинный Чулок» (музыка, песни)
«Принцесса Кру» (муз.оформление)
«Маленький принц» (музыка, песни)
«По зелёным холмам океана» (музыка, песни)
«Старший сын» (музыка)
«А зори здесь тихие» (музыка)

1998-2000 г. Областной академический драмтеатр имени Охлопкова (г. Иркутск)
«Шансон-приют Разбитая пластинка“» (сценарий, муз.оформление)
«Приключения Чипполино и его друзей» (музыка, песни)
«Дальше — тишина» (муз.оформление)
«Венок Пушкину!» (муз.оформление)

Вот примерно так выглядит мой авторский список, который я публикую здесь в соц сети, на своём сайте и других ресурсов. Особо не надеясь, впрочем, что режиссёрская братия обратит на него внимание…
Судя по отсутствию сейчас отчислений от авторского общества, все спектакли со сцены уже сошли. Но когда-то, благодаря небольшим гонорарам за эти работы, мне удалось закрепиться рядом с любимым Байкалом, выжить и построить театр авторской песни. Воистину — нам песня строить и жить помогает!
Буду иногда публиковать фрагменты моей театральной музыки. Сегодня это 1. Увертюра к спектаклю «Приключения Чипполлино и его друзей» (аранжировщик Анатолий Тепляков)

  1. Мелодия песни Марибель из спектакля «Плуфт, или маленький призрак» (аранжировщик Сергей Петенко)

На фото: театроведы на крыльце (фото С. Бунтовской)
я в 80-е годы в Алма-Ате (фото В. Корчина)

 61   7 мес